Организация пространства в ресурсном классе.
Будущее России, наши успехи зависят от качества образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию к использованию своих навыков и талантов…
От мотивации к инновационному мышлению и поведению граждан… будет зависеть будущее России.
В.В. Путин
С 2017 года по инициативе директора Елены Анатольевны Корниенко в учреждении началась работа педагогического коллектива по изучению специфики обучения детей с аутизмом. Обусловлено это было тем, что в последние годы выросло численность поступающих детей в первые классы. К нам на помощь пришел ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС (Москва), на базе которого наши сотрудники, в количестве 6 человек прошли курсы повышения квалификации.
Мы не стоим на месте, мы продолжаем находить возможности продолжать учиться, внедрять в образовательный процесс новейшие технологии в сопровождении обучающихся с РАС.
С 2018 года в школе адаптирована инклюзивная модель «Ресурсный класс» по сопровождению учащихся с РАС в школьном обучении. Сегодня модель «Ресурсный класс» является самой эффективной технологией обучения детей с РАС в Российской Федерации. Создание Ресурсной класса для 47% обучающихся с аутизмом позволило создать в учреждении условия для реализации права на образование даже самых тяжелых учеников, имеющих сложные поведенческие, эмоционально-волевые нарушения, ранее считавшихся необучаемыми. Примечательно, что эта модель доказала свою эффективность в отечественной практике обучения детей с РАС в системе общего образования и впервые была применена и адаптирована в КГОБУ Владивостокская КШ № 2, в специальном образовании.
Наш директор, Корниенко Елена Анатольевна — это человек очень заинтересованный в развитии, постоянно стремящийся к улучшению (совершенствованию) условий работы для всего состава работников и обучающихся школы. Не случайно, с ее помощью интегрируется в школьное пространство 20 учащихся с РАС с выраженными поведенческими нарушениями, отставаниями по программе и те, кто нуждается в индивидуальной поддержке. Вместе с тем, ресурсный класс позволил нам сократить численность обучающихся на дому с 14 до 3.
Ресурсный класс — это помещение, в котором учащиеся с РАС, имеющие трудности в обучении, получают дополнительную помощь.
Ресурсный класс – это специальная образовательная модель, позволяющая создать для обучающегося, в зависимости от его потребностей и возможностей, в системе общего образования инклюзивное образование, а в нашем случае интегрированное и индивидуальное обучение. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный (регулярный) класс, а ресурсный класс (ресурсная зона) – это место, где ему оказывается помощь, поддержка специалиста.
Это возможно благодаря тому, что структура ресурсного класса позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Программа, материалы, методы обучения, рабочее место, расписание — все разрабатывается на основании индивидуальных потребностей и возможностей каждого ученика.
Кабинет для ресурсного класса разделен на несколько функциональных зон:
- зона для индивидуальных занятий. В этом пространстве находятся двухместные парты для индивидуальных занятий с ребенком. Занятие проводит тьютор или учитель-дефектолог. Каждая парта оснащена перегородкой, которая защищает ребенка с РАС от дополнительной информации, сенсорной нагрузки, так как одновременно в классе могут проводится занятие у нескольких детей одновременно;
- зона для групповых занятий. Она представляет собой один или два ряда парт, обращенных к доске, как в обычном классе. За этими партами должны иметь возможность удобно разместиться 6- 8 детей. Парты стоят таким образом, чтобы тьюторы Ресурсного класса смогли в нужный момент подходить к своим ученикам. Именно зона для групповых занятий является моделью общеобразовательного класса, поэтому она должна максимально внешне ему соответствовать;
- зона для сенсорной разгрузки—место для организации игр и общения с одноклассниками. Но важнее всего то, что в сенсорной зоне ученики ресурсного класса могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки, набраться сил в случае усталости. В нашей школе выделено несколько сенсорных зон — небольшая в ресурсном классе, мягкая зона с ссухим бассейном и «Дом Совы» в малом спортивном зале.
- Зона для системы альтернативной коммуникации — оснащена доской для альтернативной коммуникации. Одним из ключевых нарушений при расстройстве аутистического спектра является нарушение коммуникации. Альтернативная коммуникация призвана помочь детям с тяжелыми нарушениями речи в понимании и продуцировании устной и письменной речи. Коммуникативные доски — это неэлектронный вспомогательный символьный дисплей для коммуникации. Коммуникативная доска используется как дополнительная и альтернативная коммуникация у детей с РАС, церебральным параличом, синдромом Дауна, нарушениями речи. На коммуникативной доске с помощью визуальных карточных элементов – пексов (PECS — Picture exchange communication system) выстраивается расписание дня и последовательность поощрений («Дом Совы», лакомство, игрушка, мультфильм) за выполнение заданий и занятий.
- Зона организации рабочего пространства — представляет собой систему организации дидактических игр и материалов, предметов для творческих и игровых занятий. Правильная организация пространства дает аутичному ребенку возможность лучше усвоить социальные функции различных предметов, помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социально-поведенческие и коммуникативные навыки. Для этого необходимо соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью.
Все новаторские идеи являются заслугой Елены Анатольевны. Она является флагманом нашей организации, способная вести за собой всех неравнодушных работников, умеет доказать значимость данного процесса, умеет объяснить и направить на плодотворную деятельность всех участников образовательного процесса.